Статьи
Типы АПУ и политические кризисы
Тезисы на Всероссийскую научную конференцию «Политическая и партийная система современной России» (Москва, 2 октября 2009 г.)
ТИП РЕГИОНАЛЬНОГО АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ
И.М. Лелеко, канд. пед. наук, доцент.
НП ПКЦ «Территория РоСТа», эксперт.
В 2009 году группой исследователей НП ПКЦ «Территория роста» было проведено исследование «Изучение типов регионального административно-политического управления, сложившегося в России в постсоветский период». Реализация проекта осуществлялась за счет средств гранта Института общественного проектирования № 175-2-03. Исследование проходило в восьми субъектах Российской Федерации, находящихся в различных федеральных округах.
Административно-политическое управление состоит в реализации властных полномочий со стороны системных акторов, имеющих проявленные интересы в регионе.
В качестве аксиомы было принято, что конкретный тип административно-политического управления определяется в первую очередь глубинными социокультурными установками населения.
Вторым по значимости условием, формирующим тип регионального управления, являются личностные особенности лидера региона.
Трансформация типов АПУ
Тезисы на Всероссийскую научную конференцию «Политическая и партийная система современной России» (Москва, 2 октября 2009 г.)
ТРАНСФОРМАЦИЯ ТИПОВ РЕГИОНАЛЬНОГО АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
Ю.А. Барклянский, канд. филос. наук, доцент.
НП ПКЦ «Территория РоСТа», директор.
В 2009 году группой исследователей НП ПКЦ «Территория роста» было проведено исследование «Изучение типов регионального административно-политического управления, сложившегося в России в постсоветский период». Реализация проекта осуществлялась за счет средств гранта Института общественного проектирования № 175-2-03. Исследование проходило в восьми субъектах Российской Федерации, находящихся в различных федеральных округах.
Тип административно-политического управления регионом определяется политическим режимом и устойчивостью системы административно-политического управления. В ходе исследования подтвердилась гипотеза, что переход от одного типа административно-политического управления к другому возможен.
Общий вектор политической эволюции регионов таков, что авторитарно-неустойчивые системы трансформируются в авторитарно-устойчивые. Регресс также весьма вероятен, но общей тенденции это не отменяет.
Характеристики среднего класса по результатам социологических опросов в регионах России
Ю.А. Барклянский, к.ф.н., доцент, А.Я. Клементьева, к.п.н., А.В. Полосин, к.пс.н.
Опубликовано: «Регионы России: Стратегии и механизмы модернизации, инновационного и технологического развития». Тр. Седьмой международной научн.-практ. конф. / РАН. ИНИОН. – М., 2011. – Ч. 2 – С.49-56.
В условиях заявленной Президентом РФ Д.А. Медведевым модернизации и развития инноваций в России одной из задач является поиск социальной опоры и движущих сил модернизационных и инновационных процессов. В этом качестве может выступить средний класс российского общества. Средний класс как социальный слой рассматривается как часть общества, обладающая некоторым набором характеристик. Наиболее глубоко проблемы среднего класса рассматриваются в рамках стратификационного подхода. Чаще всего в качестве основных объективных критериев выделения среднего класса рассматриваются уровень образования и доходов, стандарты потребления, владение материальной или интеллектуальной собственностью, а также способность к высококвалифицированному труду.
К субъективным критериям относят самоидентификация человеком своего положения как представителя «социальной середины». Структура среднего класса чаще всего характеризуется его неоднородностью. Э. Гидденс выделяет «старый средний класс», который включает в себя мелких предпринимателей, и «новый средний класс», включающий высокооплачиваемых наемных работников, как правило интеллектуального труда. Кроме того, выделяют «высший средний класс», «средний средний класс» и «низший средний класс». Основной функцией среднего класса исследователи зачастую называют стабилизирующую функцию как оплота существующего строя. В то же самое время некоторые исследователи рассматривают средний класс как базу радикальных движений.
Можно говорить о достаточно распространенной характеристике среднего класса через набор таких признаков как:
- Наиболее производительной, эффективной и образованной рабочей силы;
- Собственников, заинтересованных в стабильности социальных, политических и экономических институтов общества;
- Наиболее активного субъекта потребительского рынка. Читать далее
Социологический мониторинг в регионе (статья 1)
Принципы организации социологического мониторинга
в субъекте Российской Федерации
Барклянский Ю.А., к.ф.н., доцент, директор НП НКЦ «Территория РоСТа»,
Клементьева А.Я., к.п.н., начальник отдела НП НКЦ «Территория РоСТа»
Опубликовано: «Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение национального стратегического проектирования, инновационного и технологического развития России». Ч.2. Сб. науч. тр. ИНИОН РАН. Редкол. Пивоваров Ю.С. (отв. ред.) и др. – М., 2010. – С.14.
Повышение эффективности регионального управления является в настоящее время одним из необходимых условий социально-экономического развития Российской Федерации как единого государства. Регулярное, периодическое изучение общественного мнения (в режиме мониторинга) позволяет получать органам власти на региональном уровне оперативную обратную связь по широкому спектру вопросов, связанных с реализацией социально-экономических программ в регионе, оценку инициатив и деятельности властей, повышает оперативность и эффективность контроля текущей социальной обстановки в регионе. Кроме того, формировать и корректировать имидж региональных властей возможно только на основе анализа общественного мнения жителей региона.
Необходимость осуществления оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов определяется и в рамках Указов Президента РФ № 825 от 28.06.2007 г., №606 и № 607 от 28.04.2008 г.
Социологический мониторинг в регионе (статья 3)
Методическое оснащение деятельности системы социологического мониторинга в регионе Российской Федерации
Клементьева А.Я., к.п.н., начальник отдела НП НКЦ «Территория РоСТа»
Опубликовано: «Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение национального стратегического проектирования, инновационного и технологического развития России». Ч.2. Сб. науч. тр. ИНИОН РАН. Редкол. Пивоваров Ю.С. (отв. ред.) и др. – М., 2010. – С.56.
Система социологического мониторинга направлена на периодический (ежеквартальный) сбор информации об оценке населением эффективности деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Для функционирования данной системы необходимо формирование сети интервьюеров. Эта сеть интервьюеров должна быть подготовлена и оснащена необходимым набором методических документов.
Опрос является наиболее распространенным методом сбора социологической информации. Специфика опроса состоит, прежде всего, в том, что здесь источником информации является человек (респондент) – непосредственный участник исследуемых социальных явлений и процессов. Ответы на предлагаемые респондентам вопросы образуют первичную социологическую информацию.
Социологический мониторинг в регионе (статья 2)
Методологические основания использования социологического мониторинга в качестве метода оценки политической и социально-экономической ситуации в субъектах РФ
Кузина Е.В., ведущий специалист НП ПКЦ «Территория РоСТа»
Опубликовано: «Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение национального стратегического проектирования, инновационного и технологического развития России». Ч.2. Сб. науч. тр. ИНИОН РАН. Редкол. Пивоваров Ю.С. (отв. ред.) и др. – М., 2010. – С.61.
Актуальность создания информационно-аналитических систем оценки политической и социально-экономической ситуации в регионах
Оценка состояния политической и социально-экономической ситуации в регионах Российской Федерации, ее анализ на данный момент в большинстве субъектов не носит законченный и систематизированный характер. Экономическая ситуация анализируется на основе данных статистики, которые не учитывают такой показатель, как восприятие населением экономических процессов, происходящих в конкретном регионе. Социально-политическая ситуация оценивается на основании разрозненных социологических замеров, не имеющих общерегионального характера, и не охватывающих все муниципальные образования. В то же самое время развитие политической системы в стране требует адекватного ситуационного анализа процессов, происходящих как в субъекте в целом, так и в отдельных муниципальных образованиях, что, в свою очередь, способствует повышению эффективности регионального и муниципального управления.
Повышение эффективности регионального управления является в настоящее время одним из необходимых условий социально-экономического развития Российской Федерации как единого государства. Регулярное, периодическое изучение общественного мнения (в режиме мониторинга), как показывает опыт регионов, проводящих такие исследования, позволяет получать органам власти оперативную обратную связь по широкому спектру вопросов, связанных с реализацией социально-экономических программ в регионе, оценку инициатив и деятельности властей, повышает оперативность и эффективность контроля текущей социальной обстановки в регионе. Кроме того, формировать и корректировать имидж региональных властей возможно только на основе анализа общественного мнения жителей региона.
Система анализа и прогнозирования социально-политической ситуации в регионах РФ (статья 2)
Проект создания системы анализа и прогнозирования социально-политической ситуации в регионах Российской Федерации: методические и организационные аспекты
Полосин А.В., Барклянский Ю.А., Клементьева А.Я., Лелеко И.М., Кузина Е.В.
Опубликовано: «Россия: тенденции и перспективы развития». Ежегодник. Вып. 6. Часть 2. Редкол.: Пивоваров Ю.С. (отв. ред.) и др. – М.: ИНИОН РАН. 2011. – С.67-70.
Создание системы анализа и прогнозирования социально-политической ситуации в регионах России (далее САиП) направлено на повышение уровня управляемости регионами, минимизацию политических рисков, прогнозирование и предупреждение политических кризисов в регионах.
Исходным посылом является представление об уровне управляемости регионом, когда применяется шкала «80/20 — 70/30 — 60/40 — 50/50». В том случае, когда высшее должностное лицо региона (ВДЛ) и его группа контролируют 80% ресурсов региона, а на долю других ключевых региональных политических акторов приходится примерно 20%, мы можем говорить о стабильном функционировании системы управления и крайне высокой степени управляемости регионом. Опасность в превышении этого соотношения в пользу ВДЛ и его группы может привести к стагнации ситуации и отсутствию импульсов развития в регионе. Соотношение уровня контроля – 70% со стороны ВДЛ и его группы – и 30% со стороны оппозиционных или иных групп в регионе, дает возможность динамического развития ситуации. Снижение уровня контроля ресурсной базы со стороны ВДЛ до 60% может формировать предкризисную ситуацию и создавать условия для формирования единого оппозиционного центра. Такой уровень контроля со стороны регионального руководства делает ситуацию нестабильной, поскольку незначительные на первый взгляд события могут обрушить всю систему управления. В то же самое время такой уровень контроля ВДЛ над ресурсами в регионе при отсутствии единого оппозиционного ядра не может однозначно рассматриваться как угроза управляемости регионом, поскольку раздробленность оппозиционных сил позволяет применять методы «сдержек и противовесов» со стороны региональной власти. Но при продолжении снижения уровня контроля со стороны ВДЛ до 50% даже при отсутствии единого оппозиционного ядра приводит к формированию кризисной ситуации в регионе.
Система анализа и прогнозирования социально-политической ситуации в регионах России (статья 1)
Проект создания системы анализа и прогнозирования социально-политической ситуации в регионах Российской Федерации: методологическое обоснование
Полосин А.В., Барклянский Ю.А., Гречишников С.Е.
Опубликовано: «Россия: тенденции и перспективы развития». Ежегодник. Вып. 6. Часть 2. Редкол.: Пивоваров Ю.С. (отв. ред.) и др. – М.: ИНИОН РАН. 2011. – С.517-520.
Актуальность исследования
Россия продолжает находиться в стадии нестабильности. Мировой финансовый кризис и ставшее его следствием падение уровня жизни широких слоев населения, регулярно сотрясающие страну террористические акты, нарастание межнационального напряжения — все это резко усложняет управление российскими регионами.
Важнейшие проблемы межнациональных отношений трансформируются в импульсивные поведенческие реакции молодежи, перерастающие в деструктивные широкомасштабные акции. Особенно эмоциональными эти реакции становятся после вскрытия фактов неприкрытого пособничества этническим преступным группировкам со стороны правоохранительных органов. А после поджогов и обстрелов православных храмов на территории Карачаево-Черкесской Республики, а также Республики Ингушетия, проявилась угроза и конфессионального противостояния, обостряемая многолетней политизацией религиозных убеждений.
Добавим, что данные негативные процессы проходят на фоне усиливающейся год от года коррупции. За счет использования властной ренты у многих политических акторов появился свой специфический способ присвоения прибавочного продукта, и возникли свои негласные, но весьма ощутимые, привилегии. Сегодня уже можно говорить о том, что корпоративные интересы таковых групп акторов вошли в противоречие не только с интересами других групп, но и с общенациональными интересами.
Современная ситуация в Российской Федерации характеризуется наличием значительного числа политических акторов федерального и регионального уровней, обладающих разнообразными, зачастую, несовместимыми с интересами других акторов экономическими интересами и политическими целями. Деятельность данных акторов при определенных обстоятельствах способна стать источником угроз и рисков, проявляющихся в политической, экономической и социальной сферах, и привести к нарушению функционирования государственных и общественных институтов.
Росту потенциала реализации угроз и рисков в политической сфере способствовало развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры российского общества, обеспечившее увеличение плотности коммуникаций, темпов протекания социальных процессов, и, как следствие, потенциала политического влияния субъектов.
К вопросу о типах административно-политического управления
К вопросу о типах административно-политического управления в регионах России
Барклянский Ю.А., к.ф.н., доцент, Гречишников С.Е., к.ф.н., Клементьева А.Я., к.п.н.
Опубликовано: «Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение национального стратегического проектирования, инновационного и технологического развития России». Ч. 1. Сб. науч. тр. ИНИОН РАН. Редкол.: Пивоваров Ю.С. (отв. ред.) и др. – М., 2009. – С. 416 – 420.
Национальный институт развития современной идеологии совместно с Некоммерческим партнерством Проектно-консультативным центром «Территория РоСТа» в рамках V Всероссийской научно-практической конференции «Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение национального стратегического проектирования, инновационного и технологического развития России» провел круглый стол «Типы регионального административно-политического управления, сложившиеся в России в постсоветский период».
Значимость заседания круглого стола заключалась в том, что можно было обсудить данные вопросы не только теоретически, но и практически, основываясь на личных наблюдениях исследователей за политической обстановкой того или иного региона. Коллегами из «Территории РоСТа» были представлены предварительные результаты исследований по проекту «Изучение типов регионального административно-политического управления, сложившихся в России в постсоветский период». Данный проект стал победителем II Открытого конкурса проектов некоммерческих неправительственных организаций, имеющих социальное значение, в сфере проведения исследований и мониторинга состояния гражданского общества «Проблемы развития современного российского общества».
К вопросу о методологических основаниях изучения типов административно-политического управления в регионах Российской Федерации
Тезисы на Всероссийскую научную конференцию «Политическая и партийная система современной России» (Москва, 2 октября 2009 г.)
К ВОПРОСУ О МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЯХ ИЗУЧЕНИЯ ТИПОВ АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С.Е. Гречишников, канд. филос. наук, доцент
НП ПКЦ «Территория РоСТа», эксперт
В 2009 году группой исследователей НП ПКЦ «Территория роста» в восьми регионах РФ было проведено исследование «Изучение типов регионального административно-политического управления, сложившегося в России в постсоветский период». Реализация проекта осуществлялась за счет средств гранта Института общественного проектирования № 175-2-03.
Исследование носило междисциплинарный характер. Были задействованы теоретико-методологические основания таких наук как: социология, политология, теория управления, конфликтология.
Научная новизна исследования заключается в рассмотрении административно-политического управления не как административно-правовой формальной структуры, а как реализации властных полномочий со стороны системных акторов, имеющих проявленные интересы в регионе.
Социометрический подход к определению особенностей становления типа административно-политического управления показал свою эффективность. В период трансформации общественно-политической системы многократно возрастает роль так называемого «субъективного фактора». По сути дела, субъективный фактор превращается в объективный.