Статьи
Держим «социальную дистанцию», или День выборов в сентябре
Директор Центра ПРИСП, член Правления РАПК Сергей Румянцев задается вопросом, не нарушит ли COVID-2019 и его последствия сентябрьскую традицию единого дня голосования.
Пока ведущие вирусологи страны, а вместе с ними и другие домашние эксперты, интересующиеся темой COVID-2019, в ежедневном режиме отслеживают графики стремительного распространения заразы коронавирусной, у практикующих политтехнологов не меньший интерес вызывает вопрос, а состоится ли в этом году единый день голосования, не отложат ли голосование. Читать далее
Шмидт: Рост недовольства населения будет нарастать
В понедельник «Левада-Центр» опубликовал итоги социологического опроса на тему отношения жителей России к главе государства Владимиру Путину. Опрос проходил 24-30 октября и коснулся 1616 взрослых россиян в возрасте от 18 лет в 50 субъектах федерации. Большинство респондентов (62%) одобрили деятельность Владимира Путина.
Социолог-аналитик, эксперт Центра ПРИСП Дарья Шмидт ответила на вопрос Центра ПРИСП относительно ожиданий жителей страны от главы государства.
Опубликованные итоги социологического опроса «Левада-Центр», посвященного отношению россиян к деятельности президента страны Владимира Путина, в очередной раз подчеркнули тенденцию, наблюдаемую последние два с небольшим года. И связана она с тем, что россияне демонстрируют некоторое охлаждение в отношении оценки деятельности Владимира Путина.
Читать далее
Уменьшение муниципального фильтра — не панацея
На фоне многочисленных сообщений о готовящейся Кремлем реформе избирательного законодательства экспертное сообщество продолжает высказывать свои предположения о ее целях и содержании. Исходя из сообщений ряда источников, первым шагом реформы станет коррекция муниципального фильтра, за которой, возможно, последует увеличение доли депутатов-одномандатников.
Сегодня половина депутатов избираются по спискам, половина – в одномандатных округах. Но помогут ли эти шаги оздоровлению системы выборов в России – большой вопрос.
Депутаты должны получить право отдавать подписи за более чем одного кандидата, считает директор Центра ПРИСП, член Правления РАПК Сергей Румянцев. Читать далее
Мосгордума 2014: Итоги выборов в зеркале СМИ
ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Проанализировать и охарактеризовать информационное поле по теме «Выборы в Московскую городскую Думу» после завершения активной фазы избирательной кампании.
ПЕРИОД ИССЛЕДОВАНИЯ
15 сентября – 31 октября 2014 года
ОБЪЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
- Московская городская Дума
- Тема «Выборы – 2014»
СМИ
Источники, входящих в базу данных системы мониторинга и анализа медиасреды «SCAN — Интерфакс». В лист мониторинга были включены сообщения из следующих источников:
ТВ, Радио, интернет-СМИ, ленты информагентств, сайты госучреждений, отраслевые порталы, агрегаторы и дайджесты СМИ, газеты, журналы
Уровень источников: федеральные, региональные, отраслевые, зарубежные.
МЕТОДИКА
Информационное поле исследовалось с помощью SCAN — Интерфакс по количественным и качественным параметрам, включая: количество релевантных сообщений; распределение сообщений во времени; связанные персоны, организации и сюжеты по частоте упоминаний; наиболее резонансные и заметные инфоповоды в рамках освещения темы.
Сообщения отбирались системой по запросу «Московская городская Дума» или «Мосгордума» и «Выборы» [тема] в заданном периоде для указанных категорий источников.
Протестные настроения в городе Омске в 2011–2012 гг.
Барклянский Ю.А., канд. филос. наук, доцент, Клементьева А.Я., канд. пед. наук
Изучение протестов в стране идет достаточно интенсивно. Внимание к этой тематике обусловлено социально-политической необходимостью. Интерес к проблематике существенно вырос на фоне протестных настроений по результатам выборов в Государственную Думу в декабре 2011 г. Крупные социологические центры (ВЦИОМ, ФОМ, «Левада-центр» и др.) в 2011 и 2012 гг. проводили не только количественные, но и качественные исследования участников протестных выступлений. Но ситуация заключается в том, что большинство исследований ограничено несколькими городами, в первую очередь, Москвой и Санкт-Петербургом, либо определением тенденций на всероссийском уровне. Даже большие региональные центры не всегда входят в сферу внимания московских социологов. На III Международной социологической конференции «Продолжая Грушина» (28 февраля – 1 марта 2013 г.) было высказано мнение, что именно регионы являются базой для роста протестных настроений и именно оттуда придет «революция». Так ли это на самом деле? Насколько провинция готова поддержать протестные выступления в столичных городах? Или в регионах все происходит как в песне Высоцкого — «Настоящих буйных мало»? Читать далее
О влиянии социально-перцептивных механизмов на управление кризисными коммуникациями
Пименов А.В., канд. социолог. наук, доцент,
зав. кафедрой рекламы и связей с общественностью
Кировского филиала СПбГУП, г. Киров
С момента официального введения термина «кризисные коммуникации» (1982) исследователями представлен значительный корпус аналитических обзоров удачных и неудачных кампаний, а так же методических рекомендаций по коммуникативным технологиям. В большинстве исследований априори полагается, что антикризисная команда действует на основе рациональной стратегии нахождения оптимального баланса между негативными последствиями и возможностью получения выгод от ситуации. При этом объективно воспринимается и обрабатывается максимум доступной информации.
Практика показывает, что существенное влияние на восприятие и прогнозирование кризисных ситуаций оказывают специфические иррациональные механизмы социальной перцепции. Данные механизмы являются частью когнитивных процессов, проходящих как на уровне отдельных индивидов, так и на уровне групп. Ввиду универсальности общепсихических процессов, последствия социальной перцепции влияют на принятие решений независимо от социального статуса, компетентности и осведомленности субъекта.
Безусловно, компетентность и осведомленность дают дополнительные возможности видеть многомерность кризисной ситуации. Однако в условиях стресса психика вовлеченного субъекта переходит в режим экономии мышления (когнитивной лености). При этом используются «сокращенные» когнитивные стратегии, которые ограничивают объем воспринимаемой информации в принципе доступной для всестороннего анализа и прогнозирования. Среди наиболее значимых механизмов социальной перцепции, оказывающих влияние на восприятие кризисных ситуаций, следует выделить: ошибки атрибуции, иллюзорные корреляции (эвристики), суждение по аналогии.
Роль образов в процессе формирования и функционирования общественного мнения
Пименов А.В.
Опубликовано: Труды молодых ученых и аспирантов. Выпуск 5. — Нижний Новгород: Изд-во ВВАГС, 2004.
Изучение общественного мнения и управление им – одна из главных проблем, связанных с практическим использованием социологического научного знания. Это определяется той значимостью, которую общественное мнение имеет для жизнедеятельности современного демократического общества. Для такого общества характерны следующие черты: 1) общественность имеет широкие возможности влиять на политику правящих элит посредством выборов, референдумов, парламентского представительства и т.д.; 2) выдвижение лидеров и их политическая судьба определяется предпочтениями и антипатиями общественного мнения; 3) действует разветвленная сеть СМИ, многие из которых поддерживают альтернативные точки зрения и способны мгновенно информировать общественность обо всех событиях, происходящих в обществе.
В таких условиях государственная политика не может быть эффективной (обеспечивающей общественное развитие, социальную стабильность и воспроизводство политической системы), если принимающие решения государственные и политические деятели различного уровня не в курсе желаний и интересов людей, выражаемых через общественное мнение. Поэтому методы управления общественным мнением выходят в один ряд с методами экономического и политического управления. С другой стороны и для самого общества значимо осознавать возможности и границы манипулирования его сознанием и мнением.
В связи с этим исследование факторов, определяющих формирование и функционирования общественного мнения, является одним самых актуальных социальных заказов социологов — как со стороны властных, политических структур, так и со стороны общественности.
Определение типов АПУ
Тезисы на Всероссийскую научную конференцию «Политическая и партийная система современной России» (Москва, 2 октября 2009 г.)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПОВ АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В РЕГИОНАХ РФ
Е.В. Кузина, НП ПКЦ «Территория РоСТа», эксперт
В 2009 году группой исследователей НП ПКЦ «Территория роста» за счет средств гранта Института общественного проектирования № 175-2-03 было проведено исследование «Изучение типов регионального административно-политического управления, сложившегося в России в постсоветский период».
Система административно-политического управления (АПУ) регионом не может быть одинакова во всех субъектах РФ. Тип административно-политического управления определяется политическим режимом и устойчивостью системы АПУ. Исследователи выделили четыре типа административно-политического управления: 1) Авторитарно-устойчивые системы; 2) Авторитарно-неустойчивые системы; 3) Либерально-устойчивые системы; 4) Либерально-неустойчивые системы. Понимая, какой тип АПУ присутствует в данном регионе, можно с большей точностью прогнозировать и решать возможные возникающие кризисные или конфликтные ситуации.
В ходе исследования из множества эмпирических характеристик были вычленены индикаторы, позволяющие с достаточной степенью уверенности классифицировать исследуемые регионы по типам АПУ. Всего был найден двадцать один индикатор, который отражает степень авторитарности/либеральности, а также устойчивости/неустойчивости системы. Ниже приведен список индикаторов.
Специфика региональной культуры: социально-психологический подход
Пименов А.В., канд. социолог. наук, заведующий кафедрой рекламы и связей с общественностью
Кировского филиала Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов
В статье дается социально-психологическое определение культуры. Дано краткое описание социальной идентичности как базового социально-психологического механизма функционирования «внутренних» (психологических) составляющих культуры. На примере результатов качественного исследования показаны особенностей внутри- и межгруппового восприятия представителей региональных культур.
Культура отдельных территорий сегодня становятся предметом исследований многих областей знания: ведущие философы, социологи, культурологи обращают внимание на необходимость исследования локальных культур и субкультур России. В то же время в науке еще не сложилась концепция региональной культуры как целостного феномена, что обусловлено отсутствием общетеоретических подходов к определению самих понятий «регион» и «региональная культура». Между тем, изучение региональных культур позволяет изучать формирование региональной картины мира, анализировать и проектировать пути развития регионального развития.
Культура — сложное понятие, отражающее материальные, социальные, поведенческие, институциональные аспекты этого явления. С социально-психологической точки зрения культура – это совокупность установок, верований и поведенческих моделей, разделяемых группой людей, но по-разному каждым индивидом, и передаваемых из поколения в поколение [4]. Данное определение культуры относится к внутреннему содержанию группового и индивидуального сознания, которое, в свою очередь, является результатом разделения группой людей общих культурных ценностей, норм и правил поведения, а так же групповой специфики восприятия и интерпретации социальной реальности.
Образ государственного служащего на страницах региональной прессы
Пименов А.В.
Опубликовано: Управление социальными процессами в регионах: Третья Всероссийская науч.-практ. конф. Ч. 2.: Социология регионального управления: Сб. статей. — Екатеринбург, 2003. — 196 с. Статья на стр. 113-115
Сетования на негативный имидж государственного служащего, прочно укоренившийся в массовом сознании, стали общим местом многих публикаций, посвященных проблемам государственной службы. Действительно, как показывают многочисленные исследования, образ современного российского чиновника для значительной части граждан заключает в себе весьма отталкивающие характеристики: бюрократ, коррупционер, использующий данные ему полномочия по преимуществу своекорыстно, не несущий ни малейшей ответственности за свои действия, склонный к произволу, отнимающий у соотечественников массу времени и всячески препятствующий любой осмысленной, созидательной деятельности.[1]
В качестве одного из наиболее значимых факторов формирования негативного образа госслужащего, и не безосновательно, считают средства массовой информации. Кажется, что теле- и радиопередачи, публикации с громкими разоблачениями представителей власти появляются едва ли не каждый день. Однако для повышения эффективности органов и подразделений системы госуправления, в сферу компетенции которых входит работа по связям и взаимодействию с общественностью важно знать, каково в действительности содержание образа государственного служащего, складывающегося под влиянием СМИ, причем с учетом специфики конкретного субъекта РФ, в нашем случае – это Кировская область.