Социологический мониторинг в регионе (статья 3)

Методическое оснащение деятельности системы социологического мониторинга в регионе Российской Федерации

Клементьева А.Я., к.п.н., начальник отдела НП НКЦ «Территория РоСТа»

Опубликовано: «Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение национального стратегического проектирования, инновационного и технологического развития России». Ч.2. Сб. науч. тр. ИНИОН РАН. Редкол. Пивоваров Ю.С. (отв. ред.) и др. – М., 2010. – С.56.

Система социологического мониторинга направлена на периодический (ежеквартальный) сбор информации об оценке населением эффективности деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Для функционирования данной системы необходимо формирование сети интервьюеров. Эта сеть интервьюеров должна быть подготовлена и оснащена необходимым набором методических документов.

Опрос является наиболее распространенным методом сбора социологической информации. Специфика опроса состоит, прежде всего, в том, что здесь источником информации является человек (респондент) – непосредственный участник исследуемых социальных явлений и процессов. Ответы на предлагаемые респондентам вопросы образуют первичную социологическую информацию.

Существуют несколько видов опроса, прежде всего анкетирование и интервьюирование. Анкетирование предполагает самостоятельное заполнение анкеты респондентами. Интервьюирование представляет собой личное общение интервьюера с респондентом, когда он задает вопросы и записывает ответы респондентов. В рамках социологического мониторинга необходимо использование интервьюирования как наиболее эффективного метода сбора первичной социологической информации.

Интервью – это устная беседа между двумя индивидами, преследующими разные цели и придерживающихся разных сценариев поведения. Первая роль – это интервьюер, функции которого выполняет профессионально подготовленный специалист, обладающий соответствующим опытом и наделенный коммуникативными навыками. Вторая роль – интервьюируемый (респондент). От него не требуется владения специальными навыками, особых знаний в какой-либо области человеческих знаний, умения непринужденно общаться или связно выражать свои мысли. Интервьюер занимает активную и воздействующую позицию, интервьюер, напротив, пассивную и выжидательную. Разные роли предполагают, что за каждой из них скрываются разные интересы, цели и задачи, разные модели поведения. Интервьюер должен хорошо знать цели и задачи предстоящей беседы, и очень подробно перечень вопросов, которые он собирается задавать.

Для получения ежеквартальной информации в рамках массовых опросов будет использоваться прямое формализованное интервью по месту жительства как наиболее адекватный метод в данной ситуации и позволяющий оперативно получать информацию с достаточно высокой степенью достоверности.

Прямое интервьюирование означает, что интервьюер непосредственно беседует с респондентом.

Формализованное интервью представляет собой количественный метод сбора информации с заранее разработанным опросным листом. Формализованные интервью называются также структуризованными и стандартизированными. Формализованное интервью позволяет получать однотипную информацию от каждого респондента. Ответы всех респондентов сравнимы и поддаются классификации. Различие и сходство в ответах отражает действительные различия и сходства между респондентами, а не различия, вызванные задаваемыми вопросами или тем, как эти вопросы поняты. Формализованное интервью предполагает тщательно разработанную процедуру составления опросного листа, сбора и анализа результатов.

Опрос по месту жительства дает возможность опросить респондентов всех социально-демографических и социально-профессиональных групп. К достоинствам данного места проведения интервью относится возможность большей искренности ответов респондентов, возможность более спокойной окружающей обстановки.

Интервьюирование расширяет возможности повышения надежности собираемых данных за счет уменьшения числа неответивших и ошибок при заполнении вопросника. При этом возрастает содержательность и глубина собираемой информации. В случае непонимания респондентом смысла вопроса интервьюер может прийти на помощь. В интервью более удобно использовать и табличную форму ответов на вопросы.

Избранный метод сбора информации отвечает требованию сопоставимости вопросов и ответов с целью получения унифицированной информации от каждого респондента, являющегося учетной статистической единицей. Форма интервью предполагает точную однозначную формулировку вопросов, а содержание интервью не изменяется от респондента к респонденту.

Методическое обеспечение функционирования системы «СМ» предполагает разработку и использование следующего перечня методических документов:

1.  Бланк интервью «Социально-политическая ситуация в субъекте РФ»;

2.  «Инструкция интервьюера по проведению опроса»;

3.  «Маршрутный лист»;

4.  «Образец заполнения маршрутного листа»;

5.  «Методические рекомендации для интервьюеров по работе с респондентами»;

6.  «Анкета интервьюера по результатам проведенного опроса»;

7.  «Методические рекомендации по организации работы группы интервьюеров для организатора опроса в МО – бригадира»;

8.  «Инструкция по организации сбора и проверки опросных листов»;

9.  «Инструкция по организации и проведению контроля работы интервьюеров»;

  1. «Бланк контроля»;
  2. «Инструкция для контролера (телефонный и визитный контроль)»;
  3. «Инструкция по вводу и обработке первичной информации».

Для массового опроса населения разрабатывается специальный опросный лист – бланк интервью «Социально-политическая ситуация в субъекте РФ».

Вопросы респонденту и варианты ответов на них (где это предусмотрено методикой) зачитывает интервьюер.

При конструировании опросного листа использовались анкетные вопросы различных типов. Под анкетными вопросами понимаются все адресованные респонденту речевые сообщения в вопросительной, утвердительной или отрицательной формулировке, а также предлагаемые варианты ответов.

По своей форме анкетные вопросы делятся на закрытые и открытые. Закрытыми считаются вопросы, в которых перечислены все без исключения ответы (альтернативы) и в которых, таким образом, свобода выражения респондентом своего мнения сведена к очень жестким границам. Это весьма удобная для респондента форма, поскольку она не заставляет его напрягать свою память и иные мыслительные процессы. Закрытые вопросы подразделяются на альтернативные и неальтернативные. Альтернативные вопросы предполагают выбор респондента только одного варианта ответа из набора предлагаемых. Неальтернативные вопросы предусматривают возможность выбора нескольких вариантов ответа – либо определенное число вариантов, либо неограниченное (любое) число ответов.

Открытые вопросы не содержат никаких подсказок и дают возможность респонденту выразить свое мнение в той словесной форме, в которой он привык выражаться, во всей полноте, до подробностей.

Кроме того, существуют полузакрытые вопросы, когда в конце списка альтернатив предлагается респонденту возможность высказать свое мнение, если предложенный набор вариантов ответа не является полным и исчерпывающим.

Логика составления бланка интервью обусловлена характером операционализации основных понятий и выбором индикаторов для построения шкал измерения.

Структурно-логическая схема инструментария представлена группами относительно самостоятельных, но связанных между собой информационных блоков:

  • Блок социально-демографической и социально-профессиональной информации (половозрастная характеристика, образование, сферы занятости);
  • Блок вопросов по социальному самочувствию (уровень социальной напряженности, конфликтности, оценка динамики ситуации – уровень оптимизма);
  • Блок по уровню и качеству жизни (оценка уровня доходов; удовлетворенность качеством предоставляемых товаров и услуг в различных сферах – медицина, образование, физкультура и спорт, культура и досуг, ЖКХ; оценка уровня безопасности; перечень актуальных проблем);
  • Блок вопросов по отношению к органам власти в субъекте РФ (оценка деятельности, доверие представителям региональной власти);
  • Блок вопросов по отношению к органам местного самоуправления (оценка деятельности, доверие представителям муниципальной власти);
  • Блок вопросов по оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления в регионе (удовлетворенность деятельностью органов власти в различных сферах жизни области, оценка информационной открытости органов власти);
  • Блок вопросов по отношению к политическим партиям (оценка отношения к политическим партиям, рейтинг избираемости политических партий);
  • Блок вопросов по отношению к лидерам общественного мнения (рейтинг известности и рейтинг доверия/недоверия лидерам общественного мнения).

Бланк интервью «Социально-политическая ситуация в субъекте РФ» состоит из следующих разделов:

1. Введение: Называется тема – социально-политическая ситуация, организация, проводящая опрос, примерная длительность интервью – 20-25 минут, а также условие анонимности. Интервьюер обязан сообщить данную информацию респонденту и получить согласие на проведение опроса.

2. Реквизитная часть. На первой странице в верхней части бланка интервью расположены строки, предназначенные для фиксации ФИО интервьюера, даты проведения опроса и номера интервью. На последней странице внизу указывается номер маршрута, название населенного пункта, а также ручательство интервьюера относительно достоверности проведенного интервью.

3. Информативная часть, содержащая ответы на базовые вопросы.

4. Классификационная часть состоит из 4 вопросов – пол, возраст, образование, сфера занятости респондента.

5. Заключительная часть – благодарность респонденту за участие в опросе.

Бланк интервью предназначен для фиксации ответов и предполагает одноразовое использование. К бланку интервью прилагается набор карточек – список альтернатив, размещенных на отдельных листах.

Бланки интервью готовятся отдельно для каждого городского округа и муниципального района. Это связано с тем, что в формулировку вопроса об оценке деятельности главы муниципального образования включается фамилия, имя и отчество главы конкретного МО, а также в список лидеров общественного мнения в отдельном МО в дополнение к общему списку включаются ЛОМ конкретного МО.

Для повышения эффективности работы интервьюеров при проведении опроса разрабатывается «Инструкция интервьюера по проведению опроса №». Данная инструкция состоит из Введения, четырех основных разделов и Заключения. Во Введении указываются цель опроса, сроки проведения опроса, контактные телефоны, по которым можно получить консультацию при проведении опроса на маршруте. Первым их четырех основных разделов является «Отбор респондентов». В данном разделе описывается процедура по достижению и отбору респондентов, определению шага и переходов на маршруте. Второй раздел «Порядок проведения интервью» содержит указания о необходимости опроса респондентов от 18 лет и старше, ограничения по численности и составу опрашиваемых. В разделе «Работа с маршрутным листом» описываются правила заполнения Маршрутных листов. В четвертом разделе «Работа с бланком интервью» описывает особенности заполнения ответов на вопросы. В Заключении инструкции указываются условия оплаты.

«Инструкции интервьюеру» готовятся отдельно для каждого городского округа и муниципального района. Это связано с тем, что для каждого городского округа или муниципального района указываются свои номера контактных телефонов.

Для фиксации проведенных интервью предлагается «Маршрутный лист». Данный документ состоит из нескольких частей:

1. Реквизитная часть – ФИО интервьюера, дата проведения опроса, номер маршрута, населенный пункт и адреса для проведения опроса (улицы, номера домов).

2. Квотное задание – количество подлежащих опросу респондентов в каждой из десяти половозрастных групп, а также количество респондентов с высшим образованием.

3. Список возможных причин недостижимости респондентов – шесть вариантов ответов.

4. Информативная часть содержит описание всего маршрута с перечислением всех адресов, в которых побывал интервьюер. В том случае, если по адресу проведено интервью, то указывается номер интервью, имя и отчество респондента, пол, возраст, образование и контактный телефон. Если по адресу не было проведено интервью, то указывается причина недостижимости.

Маршрутный лист, по сути, является документом, отражающим процесс прохождения интервьюером своего маршрута и выполнения квотного задания. Маршрутный лист сдается организатору опроса вместе с заполненными бланками интервью. Допускается использование черновиков при работе интервьюеров, но в этом случае черновики сдаются вместе с окончательно оформленным маршрутным листом.

На основе информации, содержащейся в маршрутном листе, проводится проверка работы интервьюера. Правильное и корректное заполнение маршрутного листа способствует оперативному проведению контроля. На маршрутном листе ставит свою подпись контроль после подтверждения либо не подтверждения проведенного опроса.

Несмотря на то, что в процессе обучения интервьюеров подробно объясняются правила заполнения маршрутного листа, возможны ошибки, отражающиеся на результатах контроля. Для снижения уровня ошибочного заполнения маршрутного листа для интервьюеров предлагается «Образец заполнения маршрутного листа». Данные документ по форме идентичен маршрутному листу. В нем приведены примеры заполнения всех необходимых показателей, как для многоэтажной застройки, так и для частного сектора.

В связи с тем, что будет осуществляться формирование сети интервьюеров из людей с разным уровнем понимания особенностей работы для создания общего понятийного аппарата и оснащения знаниями о процедуре, методах проведения социологических опросов предлагается документ под названием «Методические рекомендации для интервьюеров по работе с респондентами». Методические рекомендации для интервьюера включают следующие разделы:

1. Цели и задачи работы интервьюера в рамках проекта.

2. Основные понятия, используемые при проведении социологического исследования (глоссарий). В данном разделе приведены формулировки и примеры основных понятий, используемых социологами, для того, чтобы сформировать общий язык общения исследователей и интервьюеров.

3. Основные положения этики интервьюера. В данном разделе описаны основные элементы, характеризующие профессионализм интервьюера и требования к его работе.

4. Характерные черты интервьюирования как метода сбора информации. В этом разделе описаны особенности интервью как используемого метода сбора первичной информации.

5. Особенности налаживания контакта интервьюера с респондентом и обратной связи. Здесь представлены некоторые рекомендации по вхождению в процесс взаимодействия с респондентом, способы налаживания эффективной обратной связи.

6. Правила работы интервьюера с инструментарием опроса. Правила работы включают правила задавания вопросов и заполнения опросных листов (бланка интервью).

Следующим методическим документом является «Анкета интервьюера по результатам проведенного опроса». Документ предназначен для оценки эффективности проделанной работы, выявления основных затруднений в ходе опроса. Анкета прилагается к маршрутному листу и предоставляется организатору опроса (бригадиру) вместе с заполненными бланками интервью. «Анкета интервьюера» состоит из следующих разделов:

1. Реквизитная часть – содержит сведения об интервьюере и основные параметры опроса: номер маршрута, количество полученных и сданных бланков интервью, сроки проведения опроса.

2. Блок вопросов, связанных с наличием отказов со стороны респондентов – половозрастной состав отказавшихся дать интервью, причины отказов, доля отказов от числа пройденных домохозяйств.

3. Блок вопросов, связанных с затруднениями респондентов при ответе на вопросы.

4. Вопросы о частоте и причинах обращения интервьюера за помощью к организаторам опроса.

Цель использования данного документа – анализ затруднений в ходе опроса и оптимизация процедуры и инструментария.

Для эффективного функционирования системы «СМ» разработаны «Методические рекомендации по организации работы группы интервьюеров для организатора опроса в МО – бригадира». Они предназначены для непосредственного организатора опроса в городском округе и муниципальном районе и содержат следующие разделы:

1. Цели и задачи работы организатора (бригадира) для эффективного проведения опроса в городском округе и муниципальном районе.

2. Основные понятия, используемые при проведении социологического исследования (глоссарий). В данном разделе приведены формулировки и примеры основных понятий, используемых социологами, для того, чтобы сформировать общий язык общения исследователей и интервьюеров.

3. Основные этапы и функциональные обязанности. В данном разделе описаны основные этапы в проведении опроса на территории и обязанности организатора (бригадира) на каждом этапе.

4. Деятельность бригадира на этапе формирования сети интервьюеров. В этом разделе описан комплекс шагов по подбору интервьюеров, организации и проведению базового обучения интевьюеров.

5. Деятельность бригадира на этапе подготовки сбора первичной социологической информации. Здесь представлены логистика действий организатора опроса по подготовке к конкретному замеру и обеспечению инструктирования и оснащения интервьюеров документацией для работы в поле.

6. Деятельность бригадира на этапе сбора первичной социологической информации – полевом этапе. В этом разделе представлено описание действий организатора опроса для повышения оперативности и качества проведения полевой стадии.

7. Деятельность бригадира на этапе сбора и первичной проверки опросных и маршрутных листов. Этот раздел включает логистику осуществления приема заполненных бланков интервью, маршрутных листов и первичного контроля документов на полноту и точность заполнения, а также выполнение квотного задания и соблюдения шага на маршруте.

Для эффективной организации первичной проверки массива информации разработана «Инструкция по организации сбора и проверки опросных и маршрутных листов». Этот методический документ предназначен для организаторов (бригадиров) на территории ГО и МР и содержит следующие разделы:

1. Цели и задачи работы организатора (бригадира) по сбору и проверки опросных листов (бланков интервью) и маршрутных листов.

2. Основные этапы и функциональные обязанности. В данном разделе описаны логистика сбора и проверки опросных и маршрутных листов, а также обязанности организатора (бригадира).

3. Правила проведения первичной проверки опросных и маршрутных листов. Этот раздел включает логистику визуального контроля документов на полноту и точность заполнения, а также выполнение квотного задания и соблюдения шага на маршруте.

После приема заполненных бланков интервью и маршрутных листов начинается этап контроля поля для подтверждения собранной информации на достоверность.

Контроль работы интервьюеров крайне важен. Только проконтролировав процесс сбора информации, мы можем быть уверены в ее достоверности. Контролем поля является выявление ошибок, контроль за поведением интервьюеров и коррекция допущенных ошибок. Ошибки, связанные с организацией и проведением поля, называются ошибками поля. Данные ошибки делятся на ошибки интервьюеров и ошибки респондентов.

Основная задача данного этапа выявление ошибок интервьюеров как преднамеренных, так и непреднамеренных.

Преднамеренные ошибки интервьюера происходят в тех ситуация, когда он сознательно нарушает установленные нами требования к сбору информации. К таким ошибкам относятся:

  • нарушение квотного задания – опрос респондентов свыше указанного в квотном задании числа по половозрастным группам, либо подтасовка квоты (опрос респондента из другой половозрастной группы с причислением к группе с недостающим количеством респондентов);
  • нарушение маршрута опроса – проведение опроса по другим адресам, чем указано в квотном задании;
  • нарушение шага при проведении опроса;
  • включение в список респондентов лиц, не участвовавших в опросе;
  • нарушение методики опроса – проведение анкетирования вместо интервьюирования;
  • сокращение времени проведения интервью за счет пропуска некоторых вопросов;
  • отказ от использования карточек – вариантов ответов, размещенных на отдельных листах и предъявляемых респонденту для осуществления выбора.

Непреднамеренные ошибки интервьюера возникают вследствие неправильного понимания процедуры опроса, технологии заполнения опросного листа, общения с респондентом и т.п. Предотвращение непреднамеренных ошибок осуществляется проведение подробного инструктажа (обучения) интервьюеров при запуске опроса, а также организации оперативного консультирования интервьюера руководителем полевой группы (бригадиром) по телефону или личной беседе. Дополнительным инструментом для устранения непреднамеренных ошибок интервьюера является использование анкеты интервьюера по анализу проведенных интервью.

Основная задача контроля поля – выявление преднамеренных ошибок интервьюеров. Основным способом контроля является проверка выполненной работы. Первичная проверка осуществляется при приеме опросных и маршрутных листов через:

  • проверку соответствия половозрастного состава опрошенных интервьюеров респондентов полученному квотному заданию;
  • проверку соответствия адресов для проведения опроса с указанными адресами в маршрутном листе;
  • проверку соблюдения шага при отборе респондентов.

После того, как интервьюер сдает бланки интервью и маршрутные листы организатору опроса, проводится следующий этап контроля поля – выборочное повторное посещение респондента (визитный контроль) либо выборочный телефонный обзвон респондентов (телефонный контроль).

Основные задачи визитного и телефонного контроля:

  • уточнение факта проведения интервью с указанным в маршрутном листе респондентом;
  • уточнение методики проведения опроса интервьюером – соблюдение требования проведения интервью, а не анкетирования;
  • уточнение длительности проведения интервью для того, чтобы определить полноту заполнения опросного листа;
  • уточнение выполнения методических требования по процедуре опроса – использование карточек;
  • уточнение соответствия социально-демографических характеристик респондентов указанным параметрам в маршрутном листе.

Контролю подвергаются 100% интервьюеров и 100% маршрутных листов. По каждому маршруту контролируется 20% проведенных интервью. При не подтверждении факта проведения интервью доля проверяемых интервью увеличивается до 50%. При наличии 50% неподтвержденных интервью на отдельном маршруте все заполненные вопросники удаляются из основного массива, затем осуществляется добор интервью в соответствии с квотным заданием, но измененными адресами для опроса. В том случае, если факт проведения интервью подтверждается, но в результате контроля выявляются подтасовки социально-демографических показателей, в вопросник вносятся уточненные данные. Оплата интервьюеров осуществляется только по результатам контроля по количеству принятых для дальнейшего анализа бланков интервью. В том случае, если

Для проведения контроля поля формируется группа контролеров. Эта группа проходит обучение процедуре проведения контроля, оснащается методической документацией и средствами проведения контроля.

Для эффективной работы по контролю поля предлагается «Инструкция по организации и проведению контроля работы интервьюеров». Данная инструкция предназначена для руководителя группы контроля и может содержать следующие разделы:

1. Цели и задачи работы группы контроля.

2. Основные понятия, используемые при проведении социологического исследования (глоссарий). В данном разделе приведены формулировки и примеры основных понятий для того, чтобы сформировать общий язык общения исследователей и контролерами.

3. Основные этапы и функциональные обязанности. В данном разделе описаны логистика проведения, а также обязанности руководителя группы контроля и контролеров.

4. Правила проведения контроля. Этот раздел включает логистику контроля работы интервьюеров.

В дополнение к «Инструкции по организации и проведению контроля работы интервьюеров» разрабатываются «Бланк контроля» и «Инструкция для контролера (выездной и телефонный контроль)».

«Бланк контроля» предназначен для фиксации результатов контроля по отдельному маршрутному листу и состоит из следующих разделов:

1. Реквизитная часть – содержит сведения об интервьюере и основные параметры опроса: номер маршрута, название населенного пункта, а также сведения о контролере и дате проведения контроля.

2. Введение – вступительная речь контроля с названием цели осуществляемого телефонного звонка или посещения респондента.

3. Основная часть включает список вопросов, задаваемых респонденту, с целью проверки факта проведения интервью, а также методических процедур и социально-демографических показателей.

4. Раздел по общим замечаниям по работе интервьюера, где контролер фиксирует в сжатом виде итог проверки, а также возможные оценки работы интервьюера со стороны респондентов.

Бланк контроля заполняется на каждый маршрут и прилагается к проверенному маршрутному листу. В том случае, если ведется запись телефонного разговора контроля с респондентом, то эта запись нумеруется в соответствии с номером контролера и номером проверяемого маршрута и интервью респондента.

Для проведения обработки полученных первичных социологических данных разработана «Инструкция по вводу и обработке первичной информации». Инструкция предназначена для организатора процесса обработки информации и состоит из следующих разделов:

1. Цели и задачи работы группы обработки первичной социологической информации.

2. Основные понятия, используемые на этапе обработки информации (глоссарий).

3. Основные этапы и функциональные обязанности. В данном разделе описаны логистика проведения, а также обязанности руководителя группы обработки и операторов ввода информации.

4. Правила проведения обработки первичной социологической информации. Этот раздел включает логистику обработки с использованием ДА-системы.

4.1. Создание словаря переменных.

4.2. Ввод данных.

4.3. Корректировки половозрастной структуры выборочной совокупности.

4.4. Проверка массива на полноту.

4.5. Проверка массива на логическую непротиворечивость.

4.6. Получение таблиц линейного распределения.

4.7. Получение таблиц парного распределения в соответствии с техническим заданием для последующего анализа информации.

4.8. Расчет индексов в соответствии с техническим заданием.

4.9. Формирование общеобластного массива.

Таким образом, необходимо иметь как минимум 12 типов методических документов для качественной работы опросной сети в рамках организуемого социологического мониторинга эффективности деятельности органов власти в субъекте РФ. Чем тщательнее разработана методическая составляющая, тем ниже уровень совершаемых ошибок, и выше уровень достоверности получаемой первичной социологической информации, и, следовательно, качество принимаемых на основе этой информации управленческих решений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Архивы
Рубрики
Комментарии