Политические конфликты и типы АПУ

Тезисы на Всероссийскую научную конференцию «Политическая и партийная система современной России» (Москва, 2 октября 2009 г.)

ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В РЕГИОНАХ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

А.Я. Клементьева, к.п.н.

НП ПКЦ «Территория РоСТа», эксперт

В 2009 году группой исследователей НП ПКЦ «Территория роста» было проведено исследование «Изучение типов регионального административно-политического управления, сложившегося в России в постсоветский период», за счет средств гранта Института общественного проектирования № 175-2-03. Исследование проходило в восьми субъектах России, которые были отнесены к четырем типам АПУ.

В регионах с авторитарно-устойчивым типом АПУ конфликты характеризуются коротким «жизненным» сроком – они возникают и решаются достаточно быстро. Довольно быстро они переходят от одной стадии к другой – за коротким этапом зарождения они переходят в фазу эскалации, а затем к этапу разрешения. Причем разрешение конфликта чаще всего происходит путем выдавливания более слабой стороны из региона. Основными стратегиями управления конфликтами являются состязательная и компромиссная. В конфликт оказываются втянутыми достаточно ограниченное количество участников, а сам конфликт не имеет тенденции к расширению. Для конфликтов в авторитарно-устойчивых системах характерно небольшое количество оснований. Еще одной особенностью политических конфликтов в таких системах является их «скрытность» от глаз общественности – очень редко допускается публичность в проявлениях этого конфликта.

Конфликты в авторитарно-неустойчивых системах характеризуются длительным временем протекания с достаточно ограниченным числом участников и доминированием состязательной и компромиссной стратегий управления конфликтами.

Особенностью конфликтов в либерально-устойчивых системах является использование конфликта как источника развития. При этом доминирует компромиссная стратегия управления конфликтом. Конфликты в таких системах, обычно не доводятся до стадии кризиса. Эти конфликты управляемы.

Для конфликтов в либерально-неустойчивых системах (как самых конфликтогенных) характерен длительный характер протекания конфликтного взаимодействия. Зачастую конфликты приобретают циклический характер. При этом в конфликт втягиваются все новые акторы – он имеет тенденцию к расширению круга участников – как непосредственно втянутых в конфликтное взаимодействие, так и опосредованно участвующих в конфликте. Цикличность конфликтов в либерально-неустойчивых системах характеризуется и тем, что при постоянной смене конфликтеров, создается впечатление, что ничего не меняется – меняются лица, но не меняются роли. Основания для конфликта не уменьшаются, а, наоборот, имеют тенденцию к расширению и увеличению каузальности. В стратегиях управления конфликтами зачастую наблюдается «шарахание» из стороны в сторону: то используются силовые методы воздействия на оппонента (состязательная стратегия), то происходит резкий переход к стратегии компромисса, или открыто начинают проявлять стратегию уклонения или приспособления. Еще одной особенностью политических конфликтов в таких системах является их «публичность».

В целом для неустойчивых типов административно-политического управления можно зафиксировать значимую роль третьей стороны в лице федерального центра. Влияние третьей стороны выражается либо в непосредственном вмешательство федеральной власти в конфликтное взаимодействие в регионе (смена губернатора), либо в использовании силовых структур для оказания давления на одну из сторон (уголовные дела на окружение основных политических акторов). При этом сами стороны конфликта в регионе готовы приветствовать вмешательство федерального центра, поскольку рассматривают его как ресурс, увеличивающий силу стороны конфликта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Архивы
Рубрики
Комментарии