Трансформация типов АПУ
Тезисы на Всероссийскую научную конференцию «Политическая и партийная система современной России» (Москва, 2 октября 2009 г.)
ТРАНСФОРМАЦИЯ ТИПОВ РЕГИОНАЛЬНОГО АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
Ю.А. Барклянский, канд. филос. наук, доцент.
НП ПКЦ «Территория РоСТа», директор.
В 2009 году группой исследователей НП ПКЦ «Территория роста» было проведено исследование «Изучение типов регионального административно-политического управления, сложившегося в России в постсоветский период». Реализация проекта осуществлялась за счет средств гранта Института общественного проектирования № 175-2-03. Исследование проходило в восьми субъектах Российской Федерации, находящихся в различных федеральных округах.
Тип административно-политического управления регионом определяется политическим режимом и устойчивостью системы административно-политического управления. В ходе исследования подтвердилась гипотеза, что переход от одного типа административно-политического управления к другому возможен.
Общий вектор политической эволюции регионов таков, что авторитарно-неустойчивые системы трансформируются в авторитарно-устойчивые. Регресс также весьма вероятен, но общей тенденции это не отменяет.
Переход от неустойчивости к устойчивости есть, вообще, логика развития всех политических систем. Кроме того, указанная тенденция активно спонсируется, во-первых, потребностью населения в стабильности и предсказуемости и, во-вторых, собственно государственным заказом.
Смена одного типа управления на другой не происходит одномоментно, например, сразу же при смене главы региона. Лишком велика инерция устоявшейся организационной культуры.
Переход от авторитарных систем к либеральным для большинства регионов России не может быть делом ближайшего будущего, хотя именно такая тенденция соответствует общецивилизационному тренду глобальной политической эволюции. Человечество неуклонно движется по пути из «царства необходимости в царство свободы», но наша страна пока еще не вышла в авангард этого движения.
Целью нынешнего руководства России является достижение управляемости в регионах. Либерально-устойчивый тип обеспечивает высокий уровень управляемости в совокупности с большим набором реальных политических свобод. Однако в настоящее время специальная задача перехода к либерально-устойчивым системам не стоит. Управляемость пока что наиболее эффективно достигается в авторитарно-устойчивых системах управления.
Сказанное совсем не означает, что немногочисленные регионы с либерально-устойчивым типом должны трансформироваться в авторитарные. Переход от высшего к низшему может быть оправдан лишь в случае необходимости обеспечить выживание социальной общности в условиях резкого оскудения ресурсов или внешней угрозы. Существование благополучных регионов с либерально-устойчивым типом управления демонстрирует потенциальную жизнеспособность либеральной модели в будущей российской политической культуре.
С другой стороны, авторитарно-устойчивый тип несет в себе потенцию вырождения в авторитарно-неустойчивый. Актуализация потенции происходит в том случае, если руководство региона своевременно не инициирует требуемые организационные изменения в управлении.
Развитие системы административно-политического управления в регионах от исходного состояния к желаемому требует «живого», т.е. непосредственного и бесперебойного руководства со стороны первого лица. Как только руководство становится менее эффективным, происходит деградации системы. В русской деловой культуре нельзя выстроить систему управления, которая смогла бы работать как машина, по раз и навсегда заложенной программе.
Добавить комментарий