отзыв
Отзыв о научно-исследовательской работе «Изучение типов регионального административно-политического управления, сложившихся в России в постсоветский период»
Институт общественного проектирования
127018, Москва, Сущевский вал, дом 9, строение 1.
Тел:+7 495 788 41 26
Факс: +7 495 788 41 26, доб. 105
info@inop.ru
Отзыв о научно-исследовательской работе «Изучение типов регионального административно-политического управления, сложившихся в России в постсоветский период»
В марте-августе 2009 года группой ученых НП ПКЦ «Территория РоСТа» было проведено исследование «Изучение типов регионального административно-политического управления, сложившихся в России в постсоветский период». Реализация проекта осуществлялась за счет средств гранта в соответствии и в порядке, установленном
распоряжением Президента Российской Федерации от 14 апреля 2008 года П2 192-рп «Об обеспечении в 2008 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества» (Договор гранта № 175/К от 20.03.09).
Данный проект стал победителем II Открытого конкурса проектов некоммерческих неправительственных организаций, имеющих социальное значение, в сфере проведения социологических исследований и мониторинга состояния гражданского общества «Проблемы развития современного российского общества».
Исследования были проведены в восьми субъектах РФ, представляющих различные федеральные округа: в Алтайском крае, Амурской области, Омской области, Пермском и Приморском краях, Свердловской области, Ставропольском и Хабаровском краях.
Главная ценность любого прикладного исследования состоит, во-первых, в практической полезности его результатов и, во-вторых, в научной новизне.
Россия развивается неравномерно, и, поэтому, подходить ко всем регионам с «единой меркой» нельзя. В то же время, нельзя управлять регионами, не понимая некоторых общих закономерностей их функционирования. Исследование «Территории РоСТа» как раз и позволило, строго в духе диалектики общего и особенного, провести типологизацию административно-политического управления в регионах. Более того, группа исследователей предложила собственный критериальный инструмент для выявления различных типов, описала их специфику.
Тип административно-политического управления, как полагают авторы проекта, определяется политическим режимом и устойчивостью самой управленческой системы. По данным основаниям было выделено четыре типа: авторитарно-устойчивый, авторитарно-неустойчивый, либерально-устойчивый и либерально-неустойчивый. Всего был найден двадцать один индикатор, который отражает степень авторитарности/либеральности, а также устойчивости/неустойчивости системы.
Понимая, какой тип административно-политического управления присутствует в данном регионе, можно с большей точностью прогнозировать и решать возможные кризисные или конфликтные ситуации.
Научная новизна исследования заключается в рассмотрении административно-политического управления не как административно-правовой формальной структуры, а как реализации властных полномочий со стороны системных акторов, имеющих проявленные интересы в регионе. Исследователи исходили из гуманитарной парадигмы построения управленческих систем. В работе аргументированно доказано, что важными условиями, формирующими тип регионального управления, являются личностные особенности лидера региона и сложившийся баланс политических сил. Иначе говоря, тип определяется наличием нескольких сильных административно-экономических фигур, формирующих тот или иной стиль управления в регионе, формой консолидации влиятельных лиц, и, как следствие, наличием двух или нескольких действующих групп влияния.
В ходе исследования были введены новые индексы оценки значимости ведущих акторов: индекс влияния и индекс силы влияния. Для определения степени влияния фигурантов индекс влияния и индекс силы влияния каждой персаны были рассчитаны по пяти полям взаимодействия: экономическому, административно-правовому, информационному, социальному и личностному.
В проекте даны сущностные определения базовых понятий. Так, например, устойчивость системы административно-политического управления регионом исследователи понимают как состояние, которое позволяет ей противостоять давлению извне и не разрушается в силу внутренних противоречий. Неустойчивость для них связана, прежде всего, с наличием двух клик в управлении регионом.
В качестве пожелания коллегам из «Территории РоСТа» можно посоветовать смотреть на любую проблему немного шире, чем она заявлена в названии научного проекта.
Например, общеизвестно, что конкретный тип административно-политического управления определяется в первую очередь глубинными социокультурными установками населения.
Изучение этих установок не стояло в, программе исследования, но проработать их, хотя бы на постановочном уровне, следовало бы.
Впрочем, заявленное замечание никак не умаляет ценности работы. В целом, работа соответствует· всем требованиям; предъявляемым к такого рода проектам и производит впечатление добротного, профессионально выполненного научного труда.