Политический консалтинг
В рамках направления «Политическое консультирование» за последние годы проводились как работы по подготовке к избирательным кампаниям, так и непосредствененно работы в ходе самих выборов.Семинары и тренинги по подготовке избирательных кампаний:
1. 2006-2007. Учебные семинары-тренинги для партии «Единая Россия» — представители 16 областей ЦФО (Звенигород), представители 6 областей СФО и ДФО (Новосибирск), представители 6 областей СЗФО (Санкт-Петербург).
2. 2006. Семинар для пиар-служб Тюменской области «Избирательные технологии». Тюмень.
3. 2005. Тренинги с руководителями областных, городских и районных штабов объединенной оппозиции в Республике Казахстан – движение «За справедливый Казахстан» (Алматы, Семипалатинск, Астана, Уральск, Шымкент).
4. 2004. Тренинги с руководителями областей, городов и районов, представителями партий, избирательных комиссий Республики Казахстан (Алматы).
Избирательные кампании различного уровня:
Выборы Президента РФ
2012. Кандидат В.В. Путин (на территории Республики Бурятия, Омской области).
2008. Кандидат Д.А. Медведев (на территории всех субъектов Дальневосточного федерального округа (ДФО), Тверской области).
2004. Кандидат В.В. Путин (на территории Вологодской области).
1996. Кандидат А.И. Лебедь (работа проводилась на территории 35 субъектов РФ).
Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ:
2011. Республика Бурятия, Вологодская, Магаданская, Сахалинская области.
2007. Омская, Тверская области, все регионы ДФО.
2003. Вологодская, Омская, Тверская области.
1999. Москва, Санкт-Петербург, Вологодская область.
1998. Республика Алтай.
1995. Москва, Иркутская область.
Выборы депутатов законодательных органов иных государств:
2004. Мажилиса Республики Казахстан.
2000. В Приднестровье.
1999. Мажилиса Республики Казахстан.
1997-1998. Верховной Рады Украины.
Выборы глав субъектов РФ:
2014. Губернатора Алтайского края.
2004. Губернаторов Камчатской, Курганской областей.
2003. Губернатора Омской области.
2002. Президента Республики Калмыкия.
2001. Губернатора Нижегородской области.
2000. Губернаторов Калининградской, Курской, Тюменской областей.
1999. Главы КЧР, губернатора Вологодской области.
1997. Главы Республики Коми.
1996. Главы ЯНАО, Владимирской, Калужской и Ленинградской областей, Краснодарского и Хабаровского краев.
Выборы депутатов представительных органов субъектов РФ:
2013. Республики Бурятии.
2012. Пензенской области.
2011. ХМАО, Вологодской области.
2010. Магаданской области.
2009. Курганской и Тульской областей.
2008. Сахалинской области.
2007. Камчатского края, Вологодской и Омской областей. Владимирской и Тверской областей.
2006. Приморского края, Кировской области.
2005. ГД ЯНАО,
2004. Томской области.
2002. г. Санкт-Петербурга, Саратовской области.
2001. Красноярского края, Кировской и Московской областей.
2000. ГД ЯНАО.
1998. Вологодской и Свердловской областей.
1997. Тюменской области.
Выборы мэров и глав муниципальных образований:
2013. Глав Красногорского района, ГП Красково Московской области, г. Холмска
2012. Мэров гг. Омска, Тольятти, Химки.
2010. Мэра г. Омска, главы Красногорского района Московской области.
2009. Мэра г. Петрозаводска, глав г. Солнечногорска и Солнечногорского района Московской области, главы Рыбновского района Рязанской области.
2008. Мэра г. Владивостока.
2006. Мэра г. Подольска.
2005. Мэров гг. Великий Устюг, Дзержинский Московской области, главы Красногорского района Московской области.
2004. Мэров гг. Качканара, Новосибирска, Томска.
2003. Мэров гг. Курска и Ноябрьска.
1997. Мэров гг. Новокузнецка и Черкесска.
1996. Мэра г. Серпухова.
Выборы депутатов представительных органов муниципальных образований:
2012. В гг. Барнауле и Омске.
2010. В гг. Отрадный Самарской области, Смоленске, Туле.
2009. В гг. Архангельске и Пензе.
2007. В г. Петропавловске-Камчатский
2006. В г. Пятигорске.
2005. В г. Томске..
2004. В г. Нижнем Тагиле.
2001. В г. Ноябрьске.
1997. В г. Москве.
В рамках подготовки к избирательным кампаниям проводилась предвыборная диагностика ситуации в следующих регионах и городах: Алтайский край (2007, 2008, 2009), Красноярский край (2001), Пермский край (2006), Ставропольский край (2008), Волгоградская область (1995, 2007, 2008), Вологодская область (1998), Камчатская область (2004), Кировская область (2005), Магаданская область (2010, 2011), Омская область (2002, 2003, 2007), Сахалинская область (2008), Свердловская область (1997), Ненецкий автономный округ (2003), гг. Кострома (2006), Ноябрьск (2000), Самара (1997), Шелехов (2007).
Система анализа и прогнозирования социально-политической ситуации в регионах РФ (статья 2)
Проект создания системы анализа и прогнозирования социально-политической ситуации в регионах Российской Федерации: методические и организационные аспекты
Полосин А.В., Барклянский Ю.А., Клементьева А.Я., Лелеко И.М., Кузина Е.В.
Опубликовано: «Россия: тенденции и перспективы развития». Ежегодник. Вып. 6. Часть 2. Редкол.: Пивоваров Ю.С. (отв. ред.) и др. – М.: ИНИОН РАН. 2011. – С.67-70.
Создание системы анализа и прогнозирования социально-политической ситуации в регионах России (далее САиП) направлено на повышение уровня управляемости регионами, минимизацию политических рисков, прогнозирование и предупреждение политических кризисов в регионах.
Исходным посылом является представление об уровне управляемости регионом, когда применяется шкала «80/20 — 70/30 — 60/40 — 50/50». В том случае, когда высшее должностное лицо региона (ВДЛ) и его группа контролируют 80% ресурсов региона, а на долю других ключевых региональных политических акторов приходится примерно 20%, мы можем говорить о стабильном функционировании системы управления и крайне высокой степени управляемости регионом. Опасность в превышении этого соотношения в пользу ВДЛ и его группы может привести к стагнации ситуации и отсутствию импульсов развития в регионе. Соотношение уровня контроля – 70% со стороны ВДЛ и его группы – и 30% со стороны оппозиционных или иных групп в регионе, дает возможность динамического развития ситуации. Снижение уровня контроля ресурсной базы со стороны ВДЛ до 60% может формировать предкризисную ситуацию и создавать условия для формирования единого оппозиционного центра. Такой уровень контроля со стороны регионального руководства делает ситуацию нестабильной, поскольку незначительные на первый взгляд события могут обрушить всю систему управления. В то же самое время такой уровень контроля ВДЛ над ресурсами в регионе при отсутствии единого оппозиционного ядра не может однозначно рассматриваться как угроза управляемости регионом, поскольку раздробленность оппозиционных сил позволяет применять методы «сдержек и противовесов» со стороны региональной власти. Но при продолжении снижения уровня контроля со стороны ВДЛ до 50% даже при отсутствии единого оппозиционного ядра приводит к формированию кризисной ситуации в регионе.
Система анализа и прогнозирования социально-политической ситуации в регионах России (статья 1)
Проект создания системы анализа и прогнозирования социально-политической ситуации в регионах Российской Федерации: методологическое обоснование
Полосин А.В., Барклянский Ю.А., Гречишников С.Е.
Опубликовано: «Россия: тенденции и перспективы развития». Ежегодник. Вып. 6. Часть 2. Редкол.: Пивоваров Ю.С. (отв. ред.) и др. – М.: ИНИОН РАН. 2011. – С.517-520.
Актуальность исследования
Россия продолжает находиться в стадии нестабильности. Мировой финансовый кризис и ставшее его следствием падение уровня жизни широких слоев населения, регулярно сотрясающие страну террористические акты, нарастание межнационального напряжения — все это резко усложняет управление российскими регионами.
Важнейшие проблемы межнациональных отношений трансформируются в импульсивные поведенческие реакции молодежи, перерастающие в деструктивные широкомасштабные акции. Особенно эмоциональными эти реакции становятся после вскрытия фактов неприкрытого пособничества этническим преступным группировкам со стороны правоохранительных органов. А после поджогов и обстрелов православных храмов на территории Карачаево-Черкесской Республики, а также Республики Ингушетия, проявилась угроза и конфессионального противостояния, обостряемая многолетней политизацией религиозных убеждений.
Добавим, что данные негативные процессы проходят на фоне усиливающейся год от года коррупции. За счет использования властной ренты у многих политических акторов появился свой специфический способ присвоения прибавочного продукта, и возникли свои негласные, но весьма ощутимые, привилегии. Сегодня уже можно говорить о том, что корпоративные интересы таковых групп акторов вошли в противоречие не только с интересами других групп, но и с общенациональными интересами.
Современная ситуация в Российской Федерации характеризуется наличием значительного числа политических акторов федерального и регионального уровней, обладающих разнообразными, зачастую, несовместимыми с интересами других акторов экономическими интересами и политическими целями. Деятельность данных акторов при определенных обстоятельствах способна стать источником угроз и рисков, проявляющихся в политической, экономической и социальной сферах, и привести к нарушению функционирования государственных и общественных институтов.
Росту потенциала реализации угроз и рисков в политической сфере способствовало развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры российского общества, обеспечившее увеличение плотности коммуникаций, темпов протекания социальных процессов, и, как следствие, потенциала политического влияния субъектов.