Публикации

Публикации и неопубликованные в иных носителях работы сотрудников НП ПКЦ «Территория РоСТа». Статьи, книги.

Пименов А.В. Мосгордума 2014: Итоги выборов в зеркале СМИ Барклянский Ю.А., Гречишников С.Е., Клементьева А.Я. К вопросу о типах административно-политического управления в регионах РоссииГречишников С.Е. К вопросу о методологических основаниях изучения типов административно-политического управления в регионах Российской ФедерацииКузина Е.В. Определение типов административно-политического управления в регионах РФБарклянский Ю.А. Трансформация типов регионального административно-политического управленияКузина Е.В. Определение влияния политических персон в регионеЛелеко И.М. Тип регионального административно-политического управления и политические кризисыКлементьева А.Я. Особенности политических конфликтов в регионах с различными  типами административно-политического управленияБарклянский Ю.А., Клементьева А.Я. Принципы организации социологического мониторинга в субъекте Российской ФедерацииКузина Е.В. Методологические основания использования социологического мониторинга в качестве метода оценки политической и социально-экономической ситуации в субъектах РФКлементьева А.Я. Методическое оснащение деятельности системы социологического мониторинга в регионе Российской ФедерацииПолосин А.В., Барклянский Ю.А., Гречишников С.Е. Проект создания системы анализа и прогнозирования социально-политической ситуации в регионах Российской Федерации: методологическое обоснованиеПолосин А.В., Барклянский Ю.А., Клементьева А.Я., Лелеко И.М., Кузина Е.В. Проект создания системы анализа и прогнозирования социально-политической ситуации в регионах Российской Федерации: методические и организационные аспектыБарклянский Ю.А., Клементьева А.Я., Полосин А.В. Характеристики среднего класса по результатам социологических опросов в регионах РоссииПименов А.В. О влиянии социально-перцептивных механизмов на управление кризисными ситуациямиПименов А.В. Роль образов в процессе формирования и функционирования общественного мненияПименов А.В. Специфика региональной культуры: социально-психологический подходПименов А.В. Образ государственного служащего на страницах региональной прессыПименов А.В. Образ госслужащего как регулятор отношений органов государственной власти и общественностиПименов А.В. Проблема отношений в системе государство – бюрократия – общество: социокультурный аспектБарклянский Ю.А., Клементьева А.Я. Протестные настроения в городе Омске в 2011–2012 гг.

Система анализа и прогнозирования социально-политической ситуации в регионах РФ (статья 2)

Проект создания системы анализа и прогнозирования социально-политической ситуации в регионах Российской Федерации: методические и организационные аспекты

Полосин А.В., Барклянский Ю.А., Клементьева А.Я., Лелеко И.М., Кузина Е.В.

Опубликовано: «Россия: тенденции и перспективы развития». Ежегодник. Вып. 6. Часть 2. Редкол.: Пивоваров Ю.С. (отв. ред.) и др. – М.: ИНИОН РАН. 2011. – С.67-70.

Создание системы анализа и прогнозирования социально-политической ситуации в регионах России (далее САиП) направлено на повышение уровня управляемости регионами, минимизацию политических рисков, прогнозирование и предупреждение политических кризисов в регионах.
Исходным посылом является представление об уровне управляемости регионом, когда применяется шкала «80/20 — 70/30 — 60/40 — 50/50». В том случае, когда высшее должностное лицо региона (ВДЛ) и его группа контролируют 80% ресурсов региона, а на долю других ключевых региональных политических акторов приходится примерно 20%, мы можем говорить о стабильном функционировании системы управления и крайне высокой степени управляемости регионом. Опасность в превышении этого соотношения в пользу ВДЛ и его группы может привести к стагнации ситуации и отсутствию импульсов развития в регионе. Соотношение уровня контроля – 70% со стороны ВДЛ и его группы – и 30% со стороны оппозиционных или иных групп в регионе, дает возможность динамического развития ситуации. Снижение уровня контроля ресурсной базы со стороны ВДЛ до 60% может формировать предкризисную ситуацию и создавать условия для формирования единого оппозиционного центра. Такой уровень контроля со стороны регионального руководства делает ситуацию нестабильной, поскольку незначительные на первый взгляд события могут обрушить всю систему управления.  В то же самое время такой уровень контроля ВДЛ над ресурсами в регионе при отсутствии единого оппозиционного ядра не может однозначно рассматриваться как угроза управляемости регионом, поскольку раздробленность оппозиционных сил позволяет применять методы «сдержек и противовесов» со стороны региональной власти. Но при продолжении снижения уровня контроля со стороны ВДЛ до 50% даже при отсутствии единого оппозиционного ядра приводит к формированию кризисной ситуации в регионе.

Читать далее

Система анализа и прогнозирования социально-политической ситуации в регионах России (статья 1)

Проект создания системы анализа и прогнозирования социально-политической ситуации в регионах Российской Федерации: методологическое обоснование

Полосин А.В., Барклянский Ю.А., Гречишников С.Е.

Опубликовано: «Россия: тенденции и перспективы развития». Ежегодник. Вып. 6. Часть 2. Редкол.: Пивоваров Ю.С. (отв. ред.) и др. – М.: ИНИОН РАН. 2011. – С.517-520.

Актуальность исследования

Россия продолжает находиться в стадии нестабильности. Мировой финансовый кризис и ставшее его следствием падение уровня жизни широких слоев населения, регулярно сотрясающие страну террористические акты, нарастание межнационального напряжения — все это резко усложняет управление российскими регионами.

Важнейшие проблемы межнациональных отношений трансформируются в импульсивные поведенческие реакции молодежи, перерастающие в деструктивные широкомасштабные акции. Особенно эмоциональными эти реакции становятся после вскрытия фактов неприкрытого пособничества этническим преступным группировкам со стороны правоохранительных органов. А после поджогов и обстрелов православных храмов на территории Карачаево-Черкесской Республики, а также Республики Ингушетия, проявилась угроза и конфессионального противостояния, обостряемая многолетней политизацией религиозных убеждений.

Добавим, что данные негативные процессы проходят на фоне усиливающейся год от года коррупции. За счет использования властной ренты у многих политических акторов появился свой специфический способ присвоения прибавочного продукта, и возникли свои негласные, но весьма ощутимые, привилегии. Сегодня уже можно говорить о том, что корпоративные интересы таковых групп акторов вошли в противоречие не только с интересами других групп, но и с общенациональными интересами.

Современная ситуация в Российской Федерации характеризуется наличием значительного числа политических акторов федерального и регионального уровней, обладающих разнообразными, зачастую, несовместимыми с интересами других акторов экономическими интересами и политическими целями. Деятельность данных акторов при определенных обстоятельствах способна стать источником угроз и рисков, проявляющихся в политической, экономической и социальной сферах, и привести к нарушению функционирования государственных и общественных институтов.

Росту потенциала реализации угроз и рисков в политической сфере способствовало развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры российского общества, обеспечившее увеличение плотности коммуникаций, темпов протекания социальных процессов, и, как следствие, потенциала политического влияния субъектов.

Читать далее

К вопросу о типах административно-политического управления

К вопросу о типах административно-политического управления в регионах России

Барклянский Ю.А., к.ф.н., доцент, Гречишников С.Е., к.ф.н., Клементьева А.Я., к.п.н.

Опубликовано: «Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение национального стратегического проектирования, инновационного и технологического развития России». Ч. 1. Сб. науч. тр. ИНИОН РАН. Редкол.: Пивоваров Ю.С. (отв. ред.) и др. – М., 2009. – С. 416 – 420.

Национальный институт развития современной идеологии совместно с Некоммерческим партнерством Проектно-консультативным центром «Территория РоСТа» в рамках V Всероссийской научно-практической конференции «Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение национального стратегического проектирования, инновационного и технологического развития России» провел круглый стол «Типы регионального административно-политического управления, сложившиеся в России в постсоветский период».

Значимость заседания круглого стола заключалась в том, что можно было обсудить данные вопросы не только теоретически, но и практически, основываясь на личных наблюдениях исследователей за политической обстановкой того или иного региона. Коллегами из «Территории РоСТа» были представлены предварительные результаты исследований по проекту «Изучение типов регионального административно-политического управления, сложившихся в России в постсоветский период». Данный проект стал победителем II Открытого конкурса проектов некоммерческих неправительственных организаций, имеющих социальное значение, в сфере проведения исследований и мониторинга состояния гражданского общества «Проблемы развития современного российского общества».

Читать далее

К вопросу о методологических основаниях изучения типов административно-политического управления в регионах Российской Федерации

Тезисы на Всероссийскую научную конференцию «Политическая и партийная система современной России» (Москва, 2 октября 2009 г.)

К ВОПРОСУ О МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЯХ ИЗУЧЕНИЯ ТИПОВ АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С.Е. Гречишников, канд. филос. наук, доцент

НП ПКЦ «Территория РоСТа», эксперт

В 2009 году группой исследователей НП ПКЦ «Территория роста» в восьми регионах РФ было проведено исследование «Изучение типов регионального административно-политического управления, сложившегося в России в постсоветский период». Реализация проекта осуществлялась за счет средств гранта Института общественного проектирования № 175-2-03.

Исследование носило междисциплинарный характер. Были задействованы теоретико-методологические основания таких наук как: социология, политология, теория управления, конфликтология.

Научная новизна исследования заключается в рассмотрении административно-политического управления не как административно-правовой формальной структуры, а как реализации властных полномочий со стороны системных акторов, имеющих проявленные интересы в регионе.

Социометрический подход к определению особенностей становления типа административно-политического управления показал свою эффективность. В период трансформации общественно-политической системы многократно возрастает роль так называемого «субъективного фактора». По сути дела, субъективный фактор превращается в объективный.

Читать далее

Определение влияния политических персон в регионе

Тезисы на Всероссийскую научную конференцию «Политическая и партийная система современной России» (Москва, 2 октября 2009 г.)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПЕРСОН В РЕГИОНЕ

Е.В. Кузина, НП ПКЦ «Территория РоСТа», эксперт

В 2009 г. группой исследователей НП ПКЦ «Территория роста» было проведено исследование «Изучение типов регионального административно-политического управления, сложившегося в России в постсоветский период». Реализация проекта осуществлялась за счет средств гранта Института общественного проектирования № 175-2-03. Исследование проходило в восьми субъектах Российской Федерации.

Влияние политических персон (акторов) и взаимодействия между ними на формирование типа административно-политического управления было подтверждено в ходе исследования. Для оценки степени влияния каждого актора применялся комплексный метод, однако основной упор делался на социометрический подход, показавший свою эффективность. В ходе исследования были введены новые индексы оценки значимости ведущих акторов: индекс влияния и индекс силы влияния.

Читать далее

Архивы
Рубрики
Комментарии