Определение типов АПУ

Тезисы на Всероссийскую научную конференцию «Политическая и партийная система современной России» (Москва, 2 октября 2009 г.)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПОВ АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В РЕГИОНАХ РФ

Е.В. Кузина, НП ПКЦ «Территория РоСТа», эксперт

В 2009 году группой исследователей НП ПКЦ «Территория роста» за счет средств гранта Института общественного проектирования № 175-2-03 было проведено исследование «Изучение типов регионального административно-политического управления, сложившегося в России в постсоветский период».

Система административно-политического управления (АПУ) регионом не может быть одинакова во всех субъектах РФ. Тип административно-политического управления определяется политическим режимом и устойчивостью системы АПУ. Исследователи выделили четыре типа административно-политического управления: 1) Авторитарно-устойчивые системы; 2) Авторитарно-неустойчивые системы; 3) Либерально-устойчивые системы; 4) Либерально-неустойчивые системы. Понимая, какой тип АПУ присутствует в данном регионе, можно с большей точностью прогнозировать и решать возможные возникающие кризисные или конфликтные ситуации.

В ходе исследования из множества эмпирических характеристик были вычленены индикаторы, позволяющие с достаточной степенью уверенности классифицировать исследуемые регионы по типам АПУ. Всего был найден двадцать один индикатор, который отражает степень авторитарности/либеральности, а также устойчивости/неустойчивости системы. Ниже приведен список индикаторов.

  1. Способ принятия ключевых решений в регионе.
  2. Способ контроля губернатором реализации принятых решений.
  3. Характер вмешательства губернатора в выборы должностных лиц местного самоуправления.
  4. Степень и характер использования административного ресурса при выборах в региональный парламент.
  5. Наличие оппозиционных/независимых масс-медиа в информационном поле региона.
  6. Степень информированности населения о принимаемых региональной властью решениях.
  7. Возможность для появления оппозиции и разворачивания ею политической активности.
  8. Наличие и постоянное воспроизводство оппозиционных политических акторов.
  9. Уровень самостоятельности оппозиционных политических партий и движений.

10. Допущение политической оппозиции в представительные органы власти.

11. Характер участия населения в обсуждении важных для жизни региона проектов.

12. Наличие и количество равных по силе оппозиционных групп влияния (клик).

13. Степень контроля губернатором совокупных ресурсов региона.

14. Наличие несистемных политических акторов.

15. Наличие конфликтов у губернатора с лидерами основных политических партий в регионе.

16. Характер и направленность массовых акций протеста.

17. Рост зависимости губернатора от позиции федерального центра.

18. Частая ротация кадров в ближайшем окружении губернатора.

19. Частая ротация губернаторов.

20. Число уголовных дел, возбужденных против представителей региональной и муниципальной власти в регионе.

21. Рейтинг доверия населения губернатору, авторитет губернатора.

Каждый индикатор имеет свое содержательное наполнение для определенного типа АПУ. Исследование показало, что в России преобладает авторитарно-устойчивый тип АПУ. Однако следует отметить, что практически не существует чистых типов АПУ. Кроме того, сильное влияние на систему АПУ оказывает личность первого лица региона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Архивы
Рубрики
Комментарии